Вчера в КГТА состоялась проектная сессия под председательством ректора Елены Евгеньевны Лаврищевой. Присутствовали проректоры, деканы факультетов академии, заведующие выпускающими кафедрами, руководители структурных подразделений.
Обсуждали дальнейшую реализацию трёх глобальных проектов, которые ранее были разработаны на стратегической сессии. Это «Учись и развивайся в академии», «Академия – центр науки и технологического предпринимательства» и «Совершенные коммуникации», которые вошли в программу развития академии до 2032 года. Основная цель, которую с их помощью должен достичь вуз – всестороннее развитие. Здесь и популяризация академии среди абитуриентов (а значит, увеличение контрольных цифр приёма и выполнение госзадания), и привлечение дополнительных средств за счёт выполнения наукоёмких заказов и получения грантов, и улучшение взаимодействия между подразделениями академии.
Чтобы получить объективную картину состояния дел, ректор ранее пригласила независимого эксперта. Дмитрий Николаевич Аксёнов провёл аудит экономической активности каждого факультета и на сессии поделился полученными данными и выводами из них. Он, однако, подчеркнул, что исследования проводил на основе бизнес-методик, а к образовательному учреждению надо подходить с особыми мерками. И всё же сегодняшние реалии таковы, что даже вузу приходится учитывать экономическую составляющую и думать о том, как заработать. Результаты исследования показали, что у каждого подразделения академии есть и сильные, и слабые стороны. Например, механико-технологический факультет – лидер по выполнению госзадания, а опытно-экспериментальное производство впереди по получению грантов и внебюджетных средств.
Елена Евгеньевна Лаврищева отметила: «Такой анализ был необходим. Это не просто картинка, а руководство к действию – в какой точке мы можем быть довольными результатом, а где нужно поднажать. Надо, чтобы такие исследования проводились систематически».
Ранее руководство вуза поручило факультетским командам составить план реализации каждого из трёх проектов, принятых на стратегической сессии. На проектной сессии деканы представили мероприятия, которые они планируют воплотить, и предполагаемые показатели эффективности. Например, декан механико-технологического факультета Ирина Владимировна Грачёва предложила усилить позиции классической заочной формы обучения, расширить номенклатуру магистерских программ, выполнять больше проектных работ для предприятий – и активнее их рекламировать.
Декан факультета автоматики и электроники Андрей Анатольевич Митрофанов предложил открыть магистерские программы подготовки по направлениям «Управление в технических системах» и «Электроэнергетика и электротехника», расширить программы дополнительного профессионального образования, увеличивать число студентов за счёт поступивших по результатам ЕГЭ, активнее участвовать в финансово перспективных грантовых программах.
Идея декана факультета экономики и менеджмента Анны Викторовны Быковой – открыть новый профиль «цифровая экономика», программу дополнительного профессионального образования по специальности «Государственное и муниципальное управление», а также организовать цикл лекций для старшеклассников по финансовой грамотности по Пушкинской карте, проводить в вузе психологическую экспертизу по заказам органов власти и физических лиц.
После презентаций деканов участники сессии обменялись мнениями. Советник ректора Андрей Викторович Толстиков высоко оценил выступления, отметив, что в них чувствуется атмосфера труда и творчества.
Мнение проректора по учебной работе и развитию Юлии Владимировны Смольяниновой – открывать новые программы ДПО надо, но необходимо лучше продумать целевую аудиторию, оценить их востребованность. И сделать упор на те, которые работники предприятий обязаны проходить не разово, а регулярно. В работе со школьниками тоже нужна конкретика – каков будет эффект от открытия новых направлений, удастся ли привлечь абитуриентов. Проректор по научной работе цифровой трансформации Роман Викторович Смышников высказал мнение, что создание и развитие студенческих конструкторских бюро, студенческого научного общества надо рассматривать в рамках развития опытно-экспериментального производства. Научные разработки студентов должны быть «привязаны» к возможностям современного станочного парка.
Д. Аксёнов призвал начать работу не с генерирования идей, а с понимания того, чего от нас хочет мир: надо поймать спрос, удовлетворить его и за это получить деньги. Например, предложения по цифровизации предприятий крупный бизнес вряд ли заинтересуют, а вот средний и малый – вполне.
«Многие из проектов, о которых мы сегодня услышали, имеют реальную перспективу, - подытожила Елена Евгеньевна Лаврищева. Сейчас каждый декан должен встретиться с проректором по учебной работе и развитию и уже конкретно обговорить возможность воплощения каждого мероприятия и его стоимость, а также выйти на предполагаемый доход. Мне радостно видеть, что команды факультетов погрузились в проблему, прониклись необходимостью её решения. Надо помнить, что результат не рождается сам собой, это работа каждого из нас. Давайте качественно оформим проекты, и это станет руководством к дальнейшим действиям. Многое из того, что вы предложили, достойно того, чтобы быть решено уже завтра».