
Супруги Котовы много лет преподают в Ковровской академии им. Дегтярева. Владимир Валерьевич – кандидат технических наук, заведующий кафедрой ПМ и САПР факультета автоматики и электроники. Ванда Вячеславовна – старший преподаватель той же кафедры. Оба – продолжатели педагогических династий и выпускники КГТА, которые, получив диплом, не расстались с альма-матер.
- Вы росли в семьях ученых и педагогов. Что особенного было в вашем детстве, чего не было у ваших ровесников? Рассказывали ли вам родители о работе, студентах, научной деятельности?
Владимир Валерьевич: «В детстве я очень любил ходить к родителям на работу, особенно к маме. В начале 90-х персональные компьютеры только начали появляться в более-менее свободном доступе, ни у меня, ни у друзей, конечно, дома их не было. Поэтому прийти к маме, в лабораторию персональных ЭВМ, включить компьютер, загрузить свою собственную дискету, на которой записаны какие-то программы – это было невероятным событием.
Когда я сам поступил в академию, на мне была двойная ответственность. Ведь здесь работали мама, папа и дедушка, а раньше и бабушка. Нельзя было, чтобы сказали, что я прогулял или не выучил. У преподавателей было ко мне более строгое отношение, потому что я сын коллег. И если выходила оценка, спорная между «4» и «5», мне, конечно, ставили «4». Но сейчас я благодарен всем преподавателям за то, что не давали мне поблажек. Это впоследствии очень помогло в жизни».
Ванда Вячеславовна: «У нас есть семейная история, как родители познакомились на курсах повышения квалификации, а потом стали вместе работать в энергомеханическом колледже. Папа не только преподаватель, но и изобретатель, инженер – в колледже есть станки, которые он создал, они даже выставлялись на ВДНХ. Можно было прийти к нему на работу, эти станки потрогать-покрутить, спросить, что это и зачем.
Дома в нашей жизни было очень много спорта – папа организовывал разные игры, иногда проводил соревнования для всего двора. Важной частью нашего детства были интеллектуальные развлечения – логические загадки, игры на пространственное мышление. Многие игры папа придумывал сам, «апробировал» на нас, а потом предлагал своим студентам. Для нас настольными книгами были занимательная физика и математика Перельмана, мы их знали от и до. Так что в школе эти предметы мне казались легкими».
- Как вы выбрали научное направление и пошел ли по вашим стопам кто-то из студентов?
Ванда Вячеславовна: «Мне кажется, оно само меня выбрало. Так часто бывает: идешь в каком-то направлении, потом по объективным причинам приходится его немного изменять – и вот ты как бы сам собой приходишь в определенную сферу.
Я преподаю на 1-м курсе, конкретное направление студенты для себя выбирают позже, но порой ребята 2-3 курса подходят и говорят «спасибо, что научили». Будет ли их дальнейшая профессиональная жизнь связана с информатикой, не знаю, но то, что наши занятия оказались для них полезными – мне это очень важно».
Владимир Валерьевич: «Кандидатскую я защищал по теме «Автоматизация расчетов систем газоснабжения ракетно-космических комплексов». Она связана с задачами КБ «Арматура»; моим научным руководителем стал Евгений Михайлович Халатов, за что ему большое спасибо и низкий поклон. Это направление, которое не теряет актуальности последние 15 лет, развиваем и сейчас: я помогаю аспиранту Сергею Пронину, который работает над кандидатской диссертацией на 3-м курсе магистратуры МГТУ «Станкин» и преподает у нас на кафедре.
После окончания магистратуры к нам на кафедру пришел преподавать Иван Дёгтев – человек с невероятным математическим мышлением. Он вел занятия, помогал с организацией олимпиад и хакатона для старших курсов, проводил летние смены для школьников по направлению «Олимпиадное программирование». Сейчас он служит в армии, и мы с нетерпением ждем его обратно в академию. Он собирается поступать в аспирантуру, и я со своей стороны сделаю все возможное, чтобы его научная карьера сложилась максимально успешно. И, конечно, есть много выпускников, которые пошли работать на предприятия и добились успеха».
- Над чем вы сейчас работаете как ученые?
Владимир Валерьевич: «Как уже сказал, работаю с аспирантом по направлению «Автоматизация расчетов систем газоснабжения с использованием перспективных уравнений состояний» с использованием отечественных программных продуктов. Программ расчета существует огромное количество, но многие из них сейчас становятся недоступными: их либо нельзя купить, либо они не поддерживаются. Плюс наши предприятия, особенно ОПК, переходят на отечественные операционные системы и софт. Создание программных продуктов под эту операционную систему – одна из ключевых задач.
Есть и другие области научных интересов. Например, в 2020 году, когда из-за пандемии начался переход на «удаленку», мы на кафедре в рамках плана научно-исследовательской работы взялись за разработку подходов к онлайн-обучению. Практическим результатом стали несколько онлайн-курсов, плюс появились теоретические основы понимания того, как преподавать в онлайне. Проблема на первый взгляд неочевидная, но, как выяснилось, глубокая и серьезная: онлайн-лекцию нельзя провести так же, как ты ее читаешь у доски, и методы классической школы преподавания нужно перерабатывать. Мы потрудились над этой задачей, получили результат и опыт, который сформировали в виде методических рекомендаций».
- Вы воспитываете троих детей-подростков. Участвуют ли они в вашей профессиональной жизни?
Владимир Валерьевич: «Да, говорят, что неправильно «приносить» работу домой – надо, чтобы «вышел и забыл». Но у нас так не получается. Когда приходим домой, обязательно рассказываем друг другу об интересных случаях, которые произошли на работе. И детям это очень интересно.
Иногда, когда обсуждаем сложные темы, дети говорят: «А, у вас педсовет, мы тогда попозже подойдем». А иногда просят разрешения тоже послушать. Порой даже что-то советуют для взаимодействия со студентами. Старший сын, 11-классник, помогает составить задачи по информатике для занятий со школьниками. Считаем, что дети должны видеть, что происходит у нас на работе и как это важно; и что от работы надо получать удовольствие, а не просто на нее ходить.
Конечно, хочется успеть везде, но это сложно. Поэтому в семье тоже приходится использовать элементы проектной деятельности: например, если я сегодня записываю онлайн-курс, меня никто не трогает. Зато завтра я буду свободен, а это значит, мы с детьми займемся информатикой, программированием, математикой, чем-то еще. И если у мамы сегодня аврал, значит, завтра, наоборот, «разгрузочный» день, когда можно сделать какие-то интересные семейные дела».
Ванда Вячеславовна: «Да, мы помогаем детям с уроками, а они нам – с работой. Например, берут на себя быт, если нам трудно. Когда мы проводили курсы для дополнительного профобразования, домой приходили к 10 вечера. Дети жили почти самостоятельно и еще умудрялись нас встретить, пожалеть, накормить ужином».
- Помните ли свой первый выход на большую аудиторию? Есть ли какие-то приемы, чтобы справиться с волнением?
Ванда Вячеславовна: «Я преподавала на кафедре экономики и вела только практические занятия. Преподаватель заболел, и искали, кто его заменит. Я сказала, что готова — и меня отправили читать лекцию для 3-го курса. То, что это не так-то просто, я поняла сразу. Первое время готовилась долго, иногда несколько вечеров подряд. Но все равно обязательно что-то шло не так, как запланировано. Сейчас неожиданности не пугают, а первое время было страшно.
Однако я до сих пор перед встречей с новым первым курсом волнуюсь – что за студенты, какие они, а вдруг не получится? Но стоит сделать шаг через порог – и все страхи остаются снаружи, а в аудиторию входит преподаватель, который готов со всем справиться. Умение разрешать нестандартные ситуации приходит с опытом».
Владимир Валерьевич: «Прекрасно помню свою первую пару. Меня приняли в академию на должность старшего преподавателя, сразу дали лекционную нагрузку. Настало 1 сентября. Первая пара, первый курс, потоковая лекция по информатике на механико-технологическом факультете. Я захожу в огромную аудиторию, вижу, что она вся заполнена, свободных мест не видно. И понимаю, что не смогу произнести ни слова, и самое лучшее будет развернуться и уйти, пока они не поняли, что я преподаватель. Но все-таки собрался, зашел. При себе у меня оказался конспект не только первой лекции, но и двух следующих. И вот я сказал «здравствуйте» и начал выдавать материал – как автомат, без пауз. В итоге оказалось, что за одну лекцию прочитал им почти три. К концу пары я начал выходить из шокового состояния и задумался: что ж я на следующей лекции буду делать? Надо как-то замедляться. Только потом появилось понимание, почему опытные преподаватели, как мне раньше казалось, дают на лекциях мало материала. Потому что надо рассказать тему, дождаться обратной связи, привести пример, что-то пошутить — чтобы у студентов в голове все успело уложиться. Но это знание приходит с опытом».
- Что бы вы посоветовали студентам, которые сейчас думают, «пойти» им в бизнес или в науку?
Владимир Валерьевич: «Думаю, человеку, который действительно увлечен наукой, бизнесом или чем-то еще, такой совет не нужен. Он сам шагает по избранной дороге, у него глаза горят от идей, и советов он не спрашивает.
Уже много лет у нас говорят, что наука переживает сложные времена. Но я с этим не согласен. Именно сейчас открыто очень много возможностей: огромное количество грантов, государственных программ. Человек, имея желание и потенциал, может заниматься научными разработками и получать за это весьма достойные деньги.
Есть перспективные научные направления, из которых можно выбрать то, что тебе близко, в том числе в грантовых конкурсах. Например, беспилотный транспорт, искусственный интеллект, машинные данные, машинное обучение.
Уверен, что в науку по факту идет больше наших выпускников, чем кажется. Например, человек начинает работать по специальности, а в процессе сталкивается с какими-то наукоемкими задачами. Некоторых останавливает понимание, что наука – это игра вдолгую. Но где можно быстро получить какой-то результат? В бизнесе — точно нет».
Ванда Вячеславовна: «Без науки бизнес тоже не развить, потому что все простое уже кем-то придумано. Чтобы дело развивалось и приносило прибыль, нужны научные разработки. Надо быть первым в своей отрасли, а это возможно только с наукой. Без нее навсегда останешься в лучшем случае где-то в середине. Но и в науке надо разрабатывать что-то самое важное, актуальное. И не бояться менять направление, если понял, что занялся чем-то бесперспективным. Но тут (как и в бизнесе) важно уметь определять: это твои действия изначально тупиковые, или ты просто не дождался, пока они принесут результат, недоработал. Это понимание студенты в числе прочего постигают за время учебы в вузе».
- Что вы пожелаете студентам, которые в этом году выпускаются из академии?
Ванда Вячеславовна:
- Не бояться идти вперед. Поверьте, обычно все не так сложно, как кажется. Обязательно все получится, просто надо делать свое дело с любовью и верить, что оно важное.
Владимир Валерьевич:
- Надо любить родителей, близких, родину, свое дело, быть честными с собой – и все тогда получится. И много работайте – без этого никак.